Как отрегулировать угол схождения колес своими руками и головой.

RK

Вам может быть интересна эта тема, если у вас есть личный автомобиль, вы следите за его состоянием и Вам не хочется часто ездить в сервис.

Так сложилось, что у меня в семье четыре автомобиля, все уже не новые, а есть и даже старые. Авто у меня, супруги, старшей дочери, и один получается запасной. Запасная ездит, если вдруг основные сломались. Чинить их в сервисе можно непрерывно и постоянно находиться там, потому что часто слесаря что-то чинят и одновременно ломают что-то другое. Это случается и преднамеренно, из алчности, и случайно, по неопытности.

Чтобы объяснить, что такое преднамеренная поломка расскажу две истории моих знакомых и одну свою.

Первая история про не новую, но понтовую BMW 7 серии. Парень жил в центре, и не бедно, машина закипела, заехал в сервис, определили что надо поменять термостат — сказали приехать завтра. Приехал на следующий день забирать машину, сел за руль, горит значок ABS. Сервисмены тут же лапки кверху — это не мы, мы там вообще ничего не трогали. Надо электрика диагноста. Тут покопался и сообщил надо менять блок ABS. Новый будет стоить 1800$ (я перевожу в понятные всем деньги, курс наших денег менялся). Друг присвистнул и хоть и не бедный поехал на разборку за БУ блоком. Там его купил в 3 раза дешевле. Привез, поставили, опять не работает. БУ, говорят, дело такое, тебе горелый, видимо, подсунули, -лучше бери наш новый. Делать нечего, надо как то решать проблему, друг поехал разбираться с БУ блоком, возвращать его назад. А там интересная ситуация. На этой разборке руководитель тоже на BMW 7 ездит. Давай сюда свой блок, ставит его на свою машину, а моему другу отдает со своей машины — 100% гарантия что оба блока целые. Я уверен тебя разводят, поехали в тот сервис. Приехали, поставили этот 100% рабочий блок в машину моего друга, и он не работает. Чудо?! Начали искать причину этого и наши вынутый предохранитель. Вставили предохранитель и ABS заработала. Мой друг пошел ругаться. Результат — с него взяли еще 600$ за диагностику, но дали карту скидка 20% на услуги сервиса. Сказали что если что, он легко отобьет скидками у них обслуживаясь.

Вторая история про неопытную даму. Чинила она свой VW Tiguan у Ашота в самом лучшем сервисе, по его же словам (имя вымышленное, хотя может и совпадать). И менял он ей, колодки с дисками тормозными за 80000 рублей, потом еще что-то за 50000 рублей. Потом машина кипеть стала в пробках, и она встретив меня во дворе, поплакалась, что Ашот просит еще 90000 на замену пол морды машины потому что она вместе с вентилятором. Я всегда вожу с собой диагностический прибор — ошибки посмотреть, если что. Ошибок не обнаружил, но следил за температурой мотора с него, и обнаружил что машина нагрелась, вентилятор включился как положено, шум появился спереди, поработал немного и потом выключился, и температура поползла выше 95. Я ей посоветовал заехать в сервис другой, не к Ашоту, чтобы на подъемнике, сняв защиту, посмотрели контакты и провода к блоку вентилятору которые идут. Там блок, разъемы и провода прямо под бампером, их даже повредить можно если вдруг камень или бордюр. Так и случилось. Разъем вентилятора был снят с защелки и приставлен просто к нему. Опять рукотворное «чудо» в этот раз от Ашота.

Третья история моя. И она случается постоянно. Я с детства малого все игрушки разбирал и потом собирал. Первый магнитофон я сорвал пломбы гарантийные на второй день, чтобы посмотреть что внутри. Опыт голодных и лихих 90-х спас несколько «девяток» в нашем доме от угона, потому что я в них поковырялся и сделал «противоугонку», изменив проводку к датчику холла. Жулики приходили со своей проводкой и «мозгами», но не могли завести переделанный мной авто. Со своими машинами я, с некоторых пор, тоже разбираюсь с проблемой сначала сам, а в сервис еду только в последнем случае. Если гайки наду крутить снизу, а у меня нет подъемника. Или мороз на улице, а у меня нет гаража — я под навесом возле дома чиню. Или не удобно одному, а помочь не могут, в семье одни женщины, даже собака.

Случилась эта история в сервисе AUDI официальном в Строгино (Москва). Я поменял актуатор или серво-привод на турбине дизельной Audi A6. Мне «приговорили» в сервисе всю турбину, но я «вычислил» что может быть дело только в АКТУАТОРЕ. Такая коробочка на турбине, которая ей управляет. Заказал новую у офиц.дилера. Пришла коробочка, установил сам, не сложно, а турбина не хочет запускаться. Диагностический прибор пишет такое: «Подключите прибор VAS1234 и откалибруйте серво-привод турбины». Я позвонил в сервис этот, спросил есть ли у них прибор VAS 1234. Ответили «Конечно есть, мы же официальный сервис Audi». Я приехал и сообщил приемщику: «Надо Подключить прибор VAS1234 и откалибровать привод турбины». Чтобы вы понимали, это прибор — коробочка с двумя кнопками, одна зеленая ТЕСТ, вторая красная ЗАПИСЬ. Т.е. он привод турбины качает влево до упора, потом вправо и записывает эти показания крайние в его память. Я сдал машину в 10 утра. В 18 вечера я пошел узнавать что там можно столько времени делать. Прорвался в ремзону, куда меня не пускали, надо отметить. И мастер мне сообщил, что на машине надо менять турбину. Я поинтересовался с чего это он это взял. Он мне показывает рукой на монитор целого компьютера с кучей проводов и крокодилов на тележке, подключенный к моей машине. Надо сказать, они его катают от машины к машине чуть ли не вдвоем. У меня такой же функционально прибор в карман пуховика влезает.
И видимо имелось ввиду, что я не умею читать, поэтому он мне озвучивает — «Т у т н а п и с а н о — В а м н а д о м е н я т ь т ур б и н у». Я посмотрел в монитор и сообщил ему, что там по немецки написано «Подключите прибор VAS1234 и откалибруйте актуатор турбины». (Немецкий я в школе и институте на 5 сдавал, да и документация на машины VAG на немецком. в основном, в то время была лучше чем на русском.) Имбецил, говорю, где VAS1234 прибор у вас? «А у нас его нет»- он мне сообщает. После скандала, меня пригласил директор сервиса к себе в кабинет. Сообщил что прибор у них есть, но он в другом сервисе, на Новой Риге, в Мэйджоре, там VW. Завтра его привезут и все сделают прямо с утра. После обеда на завтра мне сообщили что прибор, привезли, но на нем разъем 5 контактов, а у меня 4 на турбине. Поточу что цифры на нем не VAS1234, а VAS12345. К VW турбине он подходит, а к AUDI нет. Но есть и хорошая новость. Такой прибор есть в представительстве AUDI в СПЕЦ-центре, на проспекте Мира, мне надо туда. Еду туда. Приходит дядя и с ним класс студентов. Сейчас на вашей машине я, мастер-преподаватель, буду студентам, будущим, мастерам, показывать как надо работать на этом чудо приборе. Присоединили прибор к турбине и прибор сообщил, что откалибровать турбину невозможно, механическая неисправность. Мне этот мастер сообщил, что если не сделал, то никто во всем мире этого не сделает. Турбина у меня с ebay куплена же, тоже поломанная, такое бывает. Я даже не стал убеждать его в чем то еще. Поехал я домой. От безысходности полной, стал вникать в вопрос. Обсмотрел турбину, на ней винт регулировочный с контргайкой зачем-то. Решил, пойду узнаю ЗАЧЕМ. Почитал немецкий интернет на эту тему и нашел что он ограничивает ход в крайнее положение заслонок потока турбины. Покрутил его, может, на пару оборотов, и надо же, турбина ожила. Блок перестал ругаться на механическую неисправность турбины. Я не пишу сколько мне стоили эти эксперименты Audi на мне, не помню просто. Но не дешево, и времени много ушло. А в результате два оборота винтика, который торчит на виду под капотом.

И подумал я. Пора забывать теорию, что я должен делать свою работу, а чинить машины должны мастера по машинам. У меня нет просто денег, времени и желания. Надо начинать самому разбираться и контролировать, а им доверить разве что гайки крутить. Но оказалось, что даже гайки крутить надо знать моменты затяжки. А они их не знают. И как мне сказал один мастер, что толку, знать, у нас ключа динамометрического нет даже.

Поэтому так повелось, что все что можно сделать в машине самому, без подъемника и помощника, я делаю сам. Это экономит деньги, время, и главное слесаря не ломают твое авто преднамеренно.

Теперь по теме — как проверить сход развал.

Ты едешь, машину немного тянет в сторону, а руль стоит немного криво и его может «подбивать» или даже прилично трясти. Заезжаешь в сервис, там говорят, что проверить нельзя, можно только отрегулировать. Т.е. платить по полной и потратить не один час. Проверить углы, это задача видимо очень сложная. В инструкции от VAG написано, что делать данную процедуру можно только на оборудовании сертифицированном VAG. И доложен быть полный бак.

Углы установки колес VW T5.

В моей машине пришлось заменить наконечник рулевой тяги. А потом и саму рулевую тягу. Была сильная вибрация и стуки. Ниже перечень работ после которых требуется регулировка углов колес, оно и понятно.

Перечень работ требующий после себя регулировку углов колес.

Есть такая хитрость. Когда я откручивал наконечник от тяги тщательно считать обороты. Устанавливая новый наконечник, закрутил на такое же число оборотов, но желаемый результат не получился. При тестовой поездке машину тянуло влево, а планка руля был немного перекошена от горизонтали. При установке руля ровно, машину тянуло вправо. Вывод — надо регулировать углы схождения колес. Ехать в сервис не хотелось тратить время и деньги жалко. Ночью видимо голова работала, с утра проснулся с идеей. Прямо с утра ее и опробовал.

Что нам необходимо для проверки.

Информация о требуемых углах схождения колес. 5 градусных минут плюс-минус 10 минут. Я понял что особенная точность не требуется, и это только укрепило мою решимость.

Далее нам нужны прочная нуть, лучше капроновая (в хозяйственном магазине такое есть), линейка или рулетка, можно штангенциркуль, пара рожковых ключей да молоток Вот весь набор для VW T5. «Штангель» для большей точности взял, можно без него обойтись.

Инструмент для регулировки угла схождения T5.

Измеряем размер колеса по «ободу», между симметрично выступающими точками
относительно центра колеса на резине. У меня колеса 17 дюймов и расстояние 560мм получилось.

Далее определяемся что такое углы 0, 5, 10, 15,20,25 минут. Нам надо сделать 5 градусных минут, но другие значения нужны, чтобы понимать где мы. У меня образование «Прикладная математика», поэтому не удивляйтесь что мне легко это.

Находим значение угла в радианах, конвертер берем в интернете например.

0 минут = 0 радиан, 5 минут = 0,0015, 10 минут = 0,0029, 15 минут = 0,0044. Т.е. нам надо угол установки колеса добиться оптимально 0,0015 радиана.

А далее могу сказать что все получилось за 15 минут времени вместе с регулировкой.

Я проверил углы и установил что угол схождения левого колеса 12 минут, что в норме. А вот правого колеса угол схождения 25 минут. После этого я за 10 минут не снимая колес отрегулировал правое колесо до угла 12 минут. Что в норме по обоим колесам и поехал кататься. Тестовый проезд подтвердил что руль ровно, машину не тянет, руль не бьет.

Хочу заметить, что когда я делал сход развал ранее в сервисах на стендах, мне разы только могли выставить руль в горизонт и сделать так чтобы машину не тянуло. Всегда говорили что в подвеске надо все на новое менять, а не одну тягу рулевую,
и резину еще, она же спилена, тогда будет ровно.

Ну и осталось добавить, что есть еще такой угол развала колес. На моей машине он не регулируется. Написано что если его значение выходит из допустимого диапазона, то нужно что-то в подвеске менять. Амортизаторы, опорные подшипники и т.д. Его также можно измерить, только нитку надо натягивать не горизонтально, а сверху вниз, остальное все также.

Вы хотите узнать в чем мой метод?

О да, я и хотел Вас заинтриговать — и я им делюсь ТУТ.